Маленькие истории. «Чемал — тайное место разведчиков»

Дата:

За студенческой базой в верховьях совершенно прозрачной по колено Чемалки стоит в благородном сосняке небольшой в два человеческих роста очень странный по форме фигурный павильончик. Его поставил лет 20 тому назад — настрогал из досок и поставил — один благородный чудачок, который прожил здесь год и теперь ежесезонно приезжает за 4 тысячи километров из-под Москвы. Костер, панированные в сухарях хариусы, две бутылки сорокаградусной «Сибирячки» и громадные чистые звезды над головой. Так, рядовой по виду толстячок-чиновничек в старой штормовке и потертых белесых джинсах. Но что-то знакомое, что-то неожиданно очень знакомое. Благородный капитанский табачок и журчание речки под самыми ногами.

– Простите, на днях из Москвы по Общественному российскому телевидению была многосерийная документальная передача. Вас там не было?

– Был я там, – сказал он после минутного молчания.

– Значит, сегодня вас можно уже спрашивать?

– Можно кое о чем.

Во время второй мировой войны в Западной Европе действовала уникальная сеть, объединявшая до 150–200 советских разведчиков самых разных национальностей. Эффективность ее была просто невероятной и теоретически непредставимой. Она отвечала на любые вопросы Москвы через несколько часов с цифрами, датами, фамилиями и точной географией. Она предсказала войну Германии с Россией за месяц и передавала данные из генштаба немцев до того, как они докладывались Гитлеру, Герингу и Гиммлеру. Многие были арестованы и погибли, но некоторые выжили. Лет 15 тому назад стали сначала на Западе выходить восторженные книги, которые рассказывали о некоторых частях этой разведсети, которые условно именовали «Дорой», «Кентом», «Красной капеллой». И вот один из тех легендарных героев сидел здесь ночью у Чемала. Он ли? Имя было спрашивать или подтверждать неудобно.

– Вы этот павильончик выстроили?

– Вроде я, но с товарищем.

– Зачем?

– В советской разведке с 30-х годов было правило. Нелегалов в отпуске или простоев не оставляли в Москве, а вывозили на Чемал. Здесь немного людей, все свои, проверенные, и была гарантия, что разведчик ни с кем случайно не встретится, не засветится. Стрессы все снимались. Душа и тело отдыхали великолепно перед новой работой.

– А что, иностранные разведки об этом не знали?

– Знали и посылали соглядатаев, но их опознавали и обезвреживали на дальних подступах к Чемалу – в Новосибирске, Барнауле, Бийске и, наконец, в Горно-Алтайске. До сих пор без спецвизы в Горный Алтай стараются не пускать.

– А бывают?

– Совсем недавно двое сами в криминальную полицию заявились. Остановили «Тойоту», вышли погулять. На них скачет и размахивает кнутом ковбой в чулке. Ложись! Легли. Взял у них ерунду –  несколько сот долларов, фотополароид и видеокамеру со всеми документами. Пришлось им заявляться.

– А сейчас зачем едут?

– Сейчас одни предлагают сделать Горный Алтай экономической оффшорной зоной практически без налогов и валютных выплат, открыть его для международного туризма. А другие за рубежом через партии природолюбов-зеленых и «Грин-пис» говорят, что запуски ракет с соседнего Семипалатинска и взрывы там ядерных бомб заразили Горный Алтай.

– Интересно. Так то, что в кино художественных показывают, как шпионы едут за образцами земли  и воды – это правда? Это Горный Алтай?

– Да, Горный Алтай. Только чушь все это про заражение. Это недобросовестная международная конкуренция и чистейшей воды экологический шпионаж.

В заключение несколько контрольных цифр из бизнес-плана «Золотое дно» (мы заведомо не приводим адресных данных, названия головной фирмы и фамилий, чтобы эти публикации не считались рекламой), за каждую из них круглый стоп инициаторов-чемальцев поднял по рюмочке (а один участник даже свалился с приступок и долго блаженно смотрел в фиолетовое чемальское небо со всеми звездами).

Сначала будет обслуживаться 500–700 туристов и 100–150 машин в сезон, а затем при расширении сезонов — «летний, осенний, зимний — 100, 150, 180 дней» — их число дойдет до 1000–1200 туристов и 250 машин в сезон.

Сначала понадобится территория 1,5–2,0 га, а затем до 3–4 га. Хорошо. если в одном месте (3 места уже подобраны и правила переговоров разработаны).

Базовый цикл отдыха принят в семь–десять дней, но допускаются при заездах любые другие сроки, причем часть услуг будет оказываться бесплатно (к примеру, если приезжает молодая пара со своей едой, то оплачивается только одно место, но предоставляется двухместная палатка). Шкала льгот разработана так, что семья из 4 – 5 человек на машине получает путевку классом выше (за 4-кратную оплату 5 путевок, 1 бесплатная). Будет создано до 20 штатных и еще 50 рабочих мест вне штата для местных жителей. Качество обслуживания по международной шкале  отелей начнется с (*) и (**), а затем поднимется до (***) с индивидуальным обслуживанием по классу супер-люкс.

В Чемальской долине «останется» сначала 0,2 млн долларов, а затем в 3–4 года — до 0,8–1,0 млн долларов при выполнении всех правил оффшорной экологo-экономической зоны «Горный Алтай» и поддержке властей и «Сибирского соглашения» (главное, чтобы не запрещали и не строили юридических заборов, а с рэкетом ребята справятся сами).

Неужели и в Сибирь придет для простых людей цивилизованный туризм, а Чемал станет «Золотым дном»?

Р. ПОВИЛЕЙКО. С. ЧЕРНОЕВ.
(«Звезда Алтая», 15 октября 1997 год)

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

В Майме чиновник получил реальный срок за хищение бюджетных средств

Майминский районный суд вынес приговор бывшему директору Управления имуществом...

В Усть-Кане прошел республиканский турнир по греко-римской борьбе

26-й традиционный республиканский турнир по греко-римской борьбе, посвященный памяти...

В России стартует доставка новогодней почты

Близится Новый год, а значит, пора писать письма Деду...

Глиняное искусство

В Чемальском районе с сентября нынешнего года при поддержке...