Недавно к нам в редакцию пришла давняя подписчица Зинаида Павловна Соурчакова. Она призналась, что даже после того, как практически потеряла зрение, выписывать «Звездочку» не перестала, теперь газету ей читают внуки. Женщина передала в наш фотоархив две редкие фотографии, сделанные в сентябре 1974 года во время отдыха на Телецком озере летчика-космонавта СССР В.Г. Лазарева. Кроме того, поделилась своими воспоминаниями. В конце 1990-х Зинаида Павловна опубликовала свои впечатления о встрече со столь высоким гостем. Сегодня они по-прежнему интересны.
Телефонный звонок с известием о приезде на Телецкое озеро командира корабля «Союз-12» космонавта Василия Григорьевича Лазарева с женой не застал врасплох работников Турочакского райкома партии. Подобных сообщений было достаточно много. Турбаза буквально кишела людьми, особенно в разгар летнего сезона. Порой настоящей проблемой было найти место для жилья или для парковки автомобиля. Всех привлекало своей первозданной красотой Золотое озеро – Алтын-Кёль, известное далеко за пределами нашего региона.
Большинство из приезжавших нуждались в отдыхе на природе после многотрудной работы. В их числе были ученые, рабочие, писатели, студенты. Не было редкостью и прибытие гостей из-за рубежа.
Итак, в сентябрьские дни 1974 года нам предстояло встретить космонавта. Началась подготовка. Продумать и предусмотреть надо было многое. Прежде всего предстояло составить программу пребывания гостей, а кроме того – не упустить вопросы питания, жилья, культурного досуга…
И вот мы с секретарем райкома Яковом Андреевичем Пустогачевым, приехав в Артыбаш, ждем прибытия вертолета с космонавтом. Стоял солнечный день, но с озера дул прохладный ветер. Вертолет задерживался. Неожиданно он вынырнул из-за горы и, подобно стрекозе, быстро приземлился на площадке. Это был обыкновенный рейсовый прилет, пассажиры даже не подозревали, что с ними летит летчик-космонавт СССР. И только увидев, как мы встречаем Василия Григорьевича и его жену Луизу Ивановну, которой был вручен замечательный букет, они приостановились и, подойдя поближе, тихонько осведомились: «Кто это?»
Как известно, по чьему-то давным-давно придуманному неразумному обычаю встреча без рюмки – не встреча. Но как быть тут? Ведь гость – космонавт, которому горячительное противопоказано. За соблюдением этого требования зорко следила и Луиза Ивановна – врач-диетолог космического центра. Мужской же половине встречавших не терпелось угостить космонавта, и тогда они пошли на хитрость: уговорили меня увести Луизу Ивановну на прогулку.
Я с воодушевлением рассказывала гостье о Телецком озере, природе Горного Алтая. Она, казалось, внимательно меня слушала, даже кивала головой, но вдруг остановилась со словами: «Зина, ты заговариваешь мне зубы, а они ведь теперь там празднуют. Идем к ним». Мне стало ясно, что она сразу разгадала наш маневр…
Василий Григорьевич сидел за столом без кителя и громче обычного оживленно разговаривал с присутствовавшими. Жена космонавта только всплеснула руками и огорченно произнесла: «Сколько времени и усилий потребуется, чтобы освободить организм Василия Григорьевича от выпитых рюмок!.. Его ждут многочисленные изнурительные тренировки». Мне стало неловко за пособничество в таком гостеприимстве. Сразу оговорюсь, что подобное застолье было первым и последним.
На второй день в программе было плавание на катере от Артыбаша до Челушмана. Погода резко сменилась. Небо то и дело заволакивали свинцовые черные тучи, дул пронизывающий ветер. Спастись от холода можно было, только спрятавшись в каюту катера, но из иллюминатора малый обзор, и гости, очарованные красотой озера и его берегов, почти постоянно находились на палубе.
Первая остановка – Яйлю. Сошли на берег по трапу, встретились с людьми – и снова в путь. Пленила всех без исключения красота величавого бурного Корбу, где была сделана непродолжительная остановка.
Затем – встреча с Николаем Павловичем Смирновым, который, как известно, поселился со своей семьей на безлюдном берегу Телецкого озера в молодости и прожил там всю жизнь. Хозяина вместе с женой мы застали за ремонтом печи, они торопились закончить его, ведь иначе и хлеба не испечешь. Но, увидев редкого гостя, Смирновы бросили свое дело и все внимание обратили на прибывших. Николай Павлович показал космонавту свой чудесный сад, огород на крутых скалистых террасах, куда он на лодке навозил почву с устья Челушмана. Узнав об этом, чета Лазаревых была поражена «настоящим подвигом», как выразился космонавт.
Подведя гостей к ворохам яблок и угощая ими, хозяин посетовал, что не все удается вывезти и реализовать. Ведь путь только один – водный. Но тут же заявил, что урожай плодовых, можно сказать, не пропадает: очень любят лакомиться яблоками его буренки.
Приплыв в устье Челушмана, остались на ночлег. Космонавт вместе с другими принялся ловить удочкой рыбу на уху, а мы с Луизой Ивановной занялись костром и готовкой. Меня приятно удивило, что жена космонавта не чурается никакой работы: она вместе со мной чистила картошку, мыла посуду, разжигала костер. Забегая вперед, скажу, что и с небольшими постирушками в последние дни Луиза Ивановна управлялась успешно одна. Поведала, что дома все делает сама, служанок не держат, и рассказала, что живут космонавты скромно. Ни о каком баснословном богатстве и речи быть не может – те же проблемы, что и у всех. И здесь она вспомнила семью Юрия Алексеевича Гагарина. «Вот и у Валюши (жены Ю.А.), – сказала она, – после смерти Юрия тоже проблемы. Семье уже нет того внимания. Чтобы решить вопрос с приобретением мебели, ей пришлось несколько раз обращаться в разные инстанции за помощью».
Уха между тем удалась на славу. На берегу озера соорудили стол. Проголодавшись, все набросились на вкусное блюдо. И вдруг мы обратили внимание, что Василий Григорьевич не прикасается к еде, а восторженно смотрит на закат. Окинув затем всех нас зачарованным взглядом, он произнес: «Какая красота! Вы все избалованы этой чудесной природой и не замечаете ее».
Во время путешествия по Телецкому озеру поражало обилие встречающихся обломков обшивок космических кораблей. Местные жители рассказывали, что иногда падали куски такой величины, что убивали коров. Корреспондент «Алтайской правды» Брязгин усердно собирал их, и в конце путешествия загружен был до предела, не подозревая, очевидно, какую опасность они могут нести человеку.
Запомнилась остановка в Челюше. Здесь стоял единственный на многие километры домик, в котором проживала одна семья. Людей тут встречали редко, поэтому нам были очень рады. Вечером хозяин, взяв в руки рог, начал издавать удивительные звуки, похожие на голос марала. В ответ все ближе и ближе стали слышаться ответные голоса приближающихся животных. Долго беседовали в тот вечер с хозяевами побережья у костра. На вопрос, как судьба занесла их на безлюдный берег, хозяйка простодушно поведала, что переезд был вызван любвеобильностью ее мужа. «А здесь ему не в кого влюбляться. Вот и живем дружно», – сказала она.
Спать улеглись далеко за полночь на катере. А ночью разыгрался настоящий шторм. Но к утру он так же неожиданно прекратился, как и начался. Нас встречало ясное утро. Снова в путь!
В этот вечер состоялась встреча с жителями села Иогач. В клубе не было свободных мест: лесорубы с семьями, интеллигенция, дети заполнили все до отказа. Вопросов было много, и космонавт подробно отвечал на них. Не последовало ответа только на один: «Сколько стоит космический корабль?» Василий Григорьевич шутливо заметил: «Не знаю, не приходилось покупать!»
Быстро пролетели три дня с космической семьей. Расставались как добрые друзья. Память о гениальных и в то же время простых людях храню до сих пор.
Зинаида СОУРЧАКОВА