
22 занятие можно посмотреть здесь.
Занятие 23
| Местоимения | Солумалар |
| Личные местоимения | Jÿзÿнниҥ солумалары |
| я | мен |
| ты | сен |
| он, она, оно | ол |
| мы | бис |
| вы | слер |
| они | олор |
При вежливом обращении употребляется местоимение «слер» («Вы»).
| Определительные местоимения | Jартаачы солумалар |
| сам, сама, само | бойы |
| все, весь | бастыра |
| все, вся | ончо |
| всякий, каждый, любой | кажы ла, кандый ла |
| Указательные местоимения | Кӧргÿзер солумалар |
| этот, эта, это | бу |
| тот, та, то | ол |
| такой, такая, такое | андый, ондый |
| столько | анча |
| Вопросительно-относительные местоимения и наречия | Суракту-относительный солумалар ла кубулбастар |
| кто | кем |
| что | не |
| где | кайда |
| когда | качан |
| какой, -ая, -ое | кандый |
| сколько | канча |
| который, -ая, -ое | кажызы, кажы |
Вопрос «кем?» («кто?») предполагает только человека, его имя и т.д. Вопрос «не?» («что?») предполагает все остальные живые существа и неодушевленные предметы. Например: «Бу не?» («Это что?») Бу ат, айу, кӧбӧлӧк, ӧлӧҥ, чечек, агаш, таш («Это лошадь, медведь, бабочка, трава, цветок, дерево, камень»).
| Неопределенные местоимения и наречия | Jарты jок солумалар ла кубулбастар |
| кто-то | кем де |
| что-то | не де |
| какой-то | кандый да |
| когда-то | качан да |
| где-то | кайда да |
| Отрицательные местоимения и наречия | Токтодулу солумалар ла кубулбастар |
| никто | кем де (эмес) |
| ничто | не де (эмес) |
| никакой | кандый да (эмес) |
| ничей | кемниҥ де (эмес), нениҥ де (эмес) |
| никогда | качан да (эмес) |
| нигде | кайда да (эмес) |
| Притяжательные местоимения | Мензинеечи солумалар |
| мой | мениҥ |
| твой | сениҥ |
| свой | бойыныҥ |
| наш | бистиҥ |
| ваш | слердиҥ |
| мои | мениҥ |
| твои | сениҥ |
| своя | бойыныҥ |
| наши | бистиҥ |
| ваши | слердиҥ |
В алтайском языке нет чистых притяжательных местоимений. В их функции используют родительный падеж личных местоимений. Такие же факты иногда наблюдаются в русском языке. Сравните: его, ее, их. Эти формы личных местоимений в родительном падеже используются в функции притяжательных (его книги, ее дети, их занятия).
24 занятие можно посмотреть здесь.
Подготовлено по материалам русско-алтайского разговорника «Как это сказать по-алтайски?» (1990)
![]()







