АЛЕКСАНДР БЕРДНИКОВ. О ГЛАВНОМ

Дата:

Так уж заведено – кандидат на выборах должен представить программу. Программы бывают разные, но суть их одна: в них кандидаты излагают, что обязуются сделать в случае их избрания. Мой случай особый: я руковожу Республикой Алтай девятый год. Моя работа – у всех на виду, и обо мне избиратели судят не по словам, а по делам. И в отличие от других кандидатов для меня эти выборы в первую очередь отчет о проделанной работе.
О том, что сделано за прошедшие восемь с лишним лет, уже сказано не раз. Теперь смотрим в будущее – на пять лет вперед и дальше.

Однако необходимо пояснение. В 2013 году по моему поручению были разработаны два серьезных документа: Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай до 2028 года и Инвестиционная стратегия Республики Алтай на 2013 – 2028 гг. Оба документа готовились коллективами лучших специалистов, обсуждались экспертным сообществом и были утверждены в качестве официальной программы действий на среднесрочную и долгосрочную перспективы. На них содержательно опирается моя предвыборная кампания – с учетом поправок, которые жизнь всегда вносит в самые правильные разработки.
И еще. Я не волшебник, молочных рек с кисельными берегами никогда не обещал и теперь не обещаю. Все, чего удается достичь, дается большим трудом. Да по-другому и не бывает, что бы ни врали нам политические болтуны и аферисты.
Но я люблю родной Алтай. Знаю точно: это лучшее место в мире. Хочу, чтобы и люди здесь жили лучше всех. Что могу – для этого делаю. И буду делать впредь!

Это и есть суть моей программы. Это и есть мои обязательства перед избирателями.

Бердников_1

1. Сохранять и укреплять нашу республику дальше

В начале 90-х годов бывшая Горно-Алтайская автономная область в составе Алтайского края обрела ответственный правовой статус субъекта Российской Федерации. Хорошо помню, с каким энтузиазмом мы, жители региона, восприняли это событие. Открылась новая страница в истории Горного Алтая. У нас появились свои флаг и гимн, позже – Конституция РА; повысился уровень представительства в федеральных органах власти.
Однако оказалось, что жить в новом статусе приятнее, но не легче, что это не только престиж, но и гораздо большая ответственность. На стадии становления республика пережила сложные времена.
Не всё получилось сразу. Иногда усиливалась межнациональная напряжённость. Фактически имела место экономическая и финансовая несостоятельность региона. По показателям уровня жизни мы были на последних местах в России.
Не случайно в 2007-м, когда заговорили об укреплении регионов, была предпринята попытка лишить нас республики. Нам говорили: «Ну какой из вас субъект Федерации? Присоединяйтесь к Алтайскому краю, вам же лучше будет!» Я тогда работал главой первый год. Было тяжело, но мы выдержали натиск чиновников Сибирского федерального округа. Мы объединились и отстояли нашу республику. Но в глубине души я понимал: доля правды в словах наших оппонентов есть. Стало ясно: мало провозгласить республику, надо её построить; чтобы ни у кого не возникли сомнения, должна ли в ряду субъектов Российской Федерации быть Республика Алтай, нужно было добиться многого.
Мало обзавестись своим флагом, гимном, соответствующим набором должностей. Надо обеспечить достойные условия жизни своим гражданам. Нужно контролировать социально-экономическую ситуацию, не допускать межэтнических и иных общественных конфликтов, дестабилизации. Необходимо добиться реальной управляемости регионом, твёрдого правопорядка. Нужна стратегия развития, одобряемая не только руководством, но и всеми жителями республики.

Уверен, даже мои критики и недоброжелатели в душе признают: за последние годы удалось добиться немало.

Республика Алтай стала известна в России и в мире, обрела своё лицо; повысился наш престиж. Мы укрепили собственный бюджет, привлекли инвестиции, осуществляем перспективные проекты. Всё более полный набор социальных услуг наши граждане получают в своём регионе.
Изменилось к лучшему отношение к республике на федеральном уровне: нас слушают, с нами считаются, нам доверяют. Поверьте, всё это тоже пришло не само собой. Москва, как говорят, слезам не верит. Она верит точным расчётам, убедительным аргументам и хорошей работе. Я дорожу доверием и поддержкой, которую оказывает Республике Алтай и её главе президент страны Владимир Владимирович Путин. Сделаю всё, чтобы не подвести его.
Но никто не сделает за нас главную работу. И основная ответственность, конечно, лежит на главе республики.

2. Беречь мир и покой на Алтайской земле

Первейшей заботой Главы Республики Алтай считаю укрепление мира, взаимопонимания и согласия на нашей земле. Мы с вами прошли непростые времена, когда иные безответственные деятели пытались разрушить доверие между людьми разных национальностей, посеять вражду, внушить одним чувство превосходства, другим – комплекс неполноценности. Теперь мы стали опытнее и мудрее, между нами не пустить трещину. Уверен, мы научились ценить по-настоящему межнациональное согласие.
Не менее важной задачей является обеспечение общественно-политической и социальной стабильности в республике. Стабильность, взаимное уважение и поддержка, хорошая атмосфера в обществе существуют тогда, когда люди видят, что соблюдается законность, поддерживается твердый правопорядок, права граждан не ущемляются, а власть не отворачивается от них и не бросает на произвол судьбы в трудную минуту. И наоборот, почва для социальных протестов, дестабилизации и радикализма появляется, когда власть перестаёт должным образом заботиться о нуждах людей, возносится над ними или пренебрегает интересами одних социальных групп для пользы других.
Алтаю предназначено быть территорией гармонии и равновесия. Так наставляет нас опыт предков.
Обязанности главы республики в этом отношении я понимаю так:
Соблюдать справедливость по отношению ко всем гражданам, не допускать дискриминации по национальному или любому другому признаку. Наши законы для всех одни, так должна действовать и власть.
Содействовать развитию национальных культур. Поддерживать словом и делом сохранение национальных языков, традиций, ремесел, праздников («Эл Ойын», «Родники Алтая», «Тюрюк байрам», «Курбан байрам» и другие), находить для них достойное место в современной жизни.
Опираться на многовековое духовное и нравственное наследие народов Горного Алтая. Способствовать возрождению и сбережению традиционных ценностей, беречь память о предках.
Воспитывать у всех жителей республики патриотизм и общую гордость за наш Горный Алтай и за Россию.
Поддерживать веротерпимость, не допускать конфликтов на религиозной почве.
Беречь нашу замечательную природу. Это – источник нашей силы, наша гордость, душевная опора и радость.

Могу твёрдо обещать: пока я руковожу Республикой Алтай, у нас не будет межнациональной розни, дискриминации, исторического беспамятства.

3. Повышать качество жизни людей

Понятие «качество жизни» включает в себя и доходы, и жилищные условия, и бытовой комфорт, и уровень медицинского обслуживания, и качество образования, и многое другое.
Вопросам повышения качества жизни Правительство Республики Алтай будет по-прежнему уделять основное внимание. Ежегодно более 70% республиканского бюджета направляется на социальную сферу, и за последние годы большинство острых социально значимых вопросов в целом решены. Теперь надо двигаться вперед. Вот некоторые плановые ориентиры.
Основа благосостояния – доходы населения, и стратегическая задача власти – обеспечение их роста. К 2019 году мы обеспечим рост средней по экономике реальной заработной платы на 30%, то есть до 27000 рублей.
Наша Республика Алтай – регион с высокой рождаемостью. На этом фоне особую значимость имеет обеспечение детей в возрасте от трех до семи лет качественным дошкольным образованием. Уже к 2015 году 100% наших детей будут обеспечены местами в детских садах!
Мы оснастим и оборудуем школы по последнему слову современной науки и техники, чтобы наши дети сдавали ЕГЭ на самом высоком уровне.
Особо важное социальное значение имеет повышение доступности образовательного процесса (дошкольного, общего и среднего профессионального) на всех стадиях для лиц с ограниченными возможностями.
В сфере здравоохранения продолжим наполнять медицинские учреждения самым современным оборудованием и готовить высококлассных специалистов из сегодняшних школьников и студентов.
Новые возможности появляются и для решения жилищных проблем. Со следующего года мы введем в строй более 600 тыс. кв. метров жилья экономкласса. Таким образом, доля семей, обеспеченных доступным и комфортным жильём, вырастет до 70%.
Качество жизни людей полнее всего отражается в двух показателях: уровне рождаемости и продолжительности жизни. Я уверен, что в результате наших усилий средняя продолжительность жизни к 2019 году увеличится в Республике Алтай до 70 лет.

4. Развивать новую экономику

Основными приоритетами экономики по-прежнему должны оставаться глубокая природоориентированность, экономичность, сочетание самых передовых технологий с традиционными видами хозяйственной деятельности.
Четыре основных направления развития новой экономики:
– энергонезависимость и инфраструктурная обеспеченность;
– развитие горнодобывающего комплекса в южной части республики;
– туристско-рекреационное направление;
– биофармацевтический и агропромышленный кластеры.
Ключевое условие экономического рывка в Республике Алтай – снятие энергетических ограничений, связанных с отсутствием собственной генерации электрической энергии в регионе. Сегодня мы работаем над решением данной проблемы – создаем собственную генерацию, которая позволит в ближайшее время снизить стоимость транспортировки не менее чем на 40%.
Реализация энергетических проектов под силу только крупному бизнесу и сильной региональной власти, имеющей широкую поддержку федерального центра. Понимая всю сложность проблемы, с одной стороны, и ее остроту – с другой, мы готовы использовать все доступные способы для обеспечения энергонезависимости Республики Алтай.
Для этого в ближайшие 4 – 5 лет завершим создание сбалансированной системы генерирующих мощностей региона средней совокупной мощностью не менее 140 МВт, базовыми элементами которой являются:
МГЭС «Чибит» мощностью 24 МВт, являющаяся первой очередью каскада МГЭС на реке Чуя общей мощностью 54,9 МВт;
две солнечных электростанции в Кош-Агачском районе мощностью 10 МВт;
солнечная электростанция в Усть-Канском районе мощностью 5 МВт;
солнечная электростанция в Онгудайском районе мощностью 5 МВт;
ГТЭС на базе Талды-Дюргунского месторождения бурых углей мощностью 49,5 МВт, 24 МВт из которых будут передаваться в общую сеть;
Майминская ГТЭС мощностью 96 МВт, первая очередь которой составит 20 МВт;
Майминская ГПЭС мощностью 60 МВт.
В основе инфраструктурного развития Республики Алтай лежит необходимость повышения доступности территории региона для эффективного экономического освоения. Для этого будет построено и отремонтировано более 73 мостов и мостовых переходов, более 170 км качественных автомобильных дорог, более 300 км электролиний низкого напряжения и 152 км ВЛ 110 кВ, а также не менее 75 км (Нижняя Каянча – Озерное и Озерное – Чемал) сетей газопроводов высокого давления и 90 км – низкого. Будет газифицировано не менее пяти микрорайонов Горно-Алтайска (№№23, 28, 31, 38 и 41), села Кызыл-Озек, Озерное, Манжерок, Соузга, Чемал, Рыбалка. Появится возможность газификации еще 11 населенных пунктов (Александровка, Бирюля, Сайдыс и сел на отрезке Озерное – Чемал).
Снижение зависимости от внешних источников электро-энергии и развитие инфраструктуры позволят существенно активизировать инвестиционную активность в регионе и повысить качество жизни нашего населения.
Решение задачи энергонезависимости тесно увязано с вопросами обеспечения развития горнорудного промышленно-энергетического кластера, ядром которого является комплексное освоение недр южной части Республики Алтай:
– в рамках международного Российско-Монгольского проекта по освоению Озерно-Асхатинского серебро-полиметаллического месторождения;
– в рамках комплексного освоения Талды-Дюргунского месторождения бурого угля (в целях производства синтез-газа с последующим его отпуском на ГТЭС для производства электроэнергии, а также извлечения сопутствующих редкоземельных металлов из зольных остатков бурого угля) и Урзарсайского вольфрам-молибденового месторождения.
За прошедший период нам удалось нарастить туристический поток до полутора миллионов человек в год. Оборот туристической отрасли в статистически наблюдаемом секторе экономики составил более 2,6 миллиарда рублей. Туристический бизнес дает доходы более чем 1750 юридическим лицам и предпринимателям.
Теперь наша задача – развивать цивилизованный туризм, отвечающий международным стандартам качества. Локомотивом этого процесса должны стать крупные инвестиционные проекты, такие как круглогодичный детский рекреационный кластер «Алтай – Страна детей», всесезонный горноклиматический кластер «Золотое озеро», всесезонный рекреационный кластер «Белуха». Мы видим, как вокруг таких проектов создаются новые хозяйственные связи, что, безусловно, дает толчок развитию местного бизнеса и способствует появлению разнообразных форм занятости.
Уверенное развитие в энергетическом, горнодобывающем и туристическом кластерах стимулирует платежеспособный спрос на продукцию биофармацевтического кластера и сельского хозяйства.
В последние годы мы значительно укрепили сельское хозяйство республики. За 2006 – 2013 годы производство продукции сельского хозяйства в Республике Алтай увеличилось в три раза. Поголовье скота выросло в полтора раза. Рост производства на убой всех видов скота составил 165%! Производство молока увеличилось почти до 93 тысяч тонн (почти в полтора раза).
Теперь необходимо вести системную государственную работу по повышению качества продукции и экономической отдачи от сельскохозяйственной деятельности, в первую очередь за счет увеличения среднего сдаточного веса сельскохозяйственных животных.
Серьезный шаг в данном направлении – создание собственных мощностей по производству кормового растительного белка, реализуемое ООО «БиоТехнология». Комплекс по производству белкового концентрата из шрота подсолнечника и рапса, сеть откормочных площадок и местное кормопроизводство станут основой для устойчивого развития животноводства республики. Сохранение достигнутого уровня поголовья и увеличение продуктивности животноводства при снижении себестоимости создадут условия для развития собственных мясо- и молокоперерабатывающих мощностей.
Оборот биофармацевтической продукции, изготовленной с применением местного лекарственного сырья и продукции пантового мараловодства, в 2013 году составил более 570 млн. рублей.
Скоро заработают новые производственные мощности – ООО «Пантовитал» и ООО «Алтайский бальзам». С учетом их ввода и использования уже существующих производств совокупный объем выручки предприятий к 2019 году приблизится к 1,5 млрд. рублей. Учитывая, что основное потребление произведенной продукции придется на региональный и общероссийский рынок, можно без преувеличения сказать, что будущее новой экономики Республики Алтай за биофармацевтикой.
В целом развитие новой экономики позволит привлечь в республику не менее 34 млрд. рублей инвестиций за период до 2019 года.

5. Растить и продвигать собственные кадры

Новая экономика потребует значительного количества квалифицированных кадров: как служащих, так и рабочих. Согласно уточненному прогнозу обеспеченности трудовыми ресурсами реального сектора экономики до 2021 года средняя потребность в кадрах составит около 11 тысяч человек ежегодно. Учитывая темпы роста населения и рост экономической активности в республике, задача обеспечения занятости населения приобретает стратегический характер.
Для этого мы уже сейчас приступили к корректировке образовательных программ как средних специальных, так и высших учебных заведений республики. Создаются эффективные механизмы переподготовки и повышения квалификации кадров для реализуемых инвестиционных проектов при активном вовлечении бизнеса как заказчика образовательных программ. Создание новых рабочих мест в рамках новой экономики, совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки позволят довести долю работающих, приходящуюся на жителей Республики Алтай, до уровня в 96% от общего количества занятых в экономике региона.
Иногда меня спрашивают: почему у нас в республике на некоторых местах работают приезжие специалисты? Разве своих не хватает? Я на это отвечаю: просто раздавать должности своим да нашим – это неправильная политика. Правильная политика: растить собственные кадры, готовить из них профессионалов высокого класса. И неважно, о ком идёт речь – об управленцах, предпринимателях, работниках любой отрасли. Обеспечить себя собственными хорошими кадрами – вот достойная задача!
Мы строим нашу республику для лучшей жизни наших детей и внуков, хотим, чтобы они находили своё счастье на родной земле. Для этого я готов продолжить работу на посту Главы Республики Алтай!

Оплачено из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата на должность Главы РА, Председателя Правительства РА Бердникова А.В.

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

На курорте Сбера «Манжерок» впервые прошли всероссийские соревнования «Надежды России»

Всероссийские соревнования по горнолыжному спорту «Надежды России» состоялись на...

Афганские будни переводчика

Анатолий Половинко знаком нашим читателям по ряду публикаций разных...

Путешествие длиной в 500 страниц

Говорят, те или иные книги, как и люди, приходят...

Статистика знает, из чего сделаны наши мужчины: сильный пол в цифрах

23 февраля в России на общенациональном уровне отмечают День...